Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова является старейшим храмом
не только в нашей области, это самый древний храм на Юге России.
Он относится к числу тех, о которых поэты говорят: "Как песня, храм струится в высоту".
История его строительства, связанная с именем Петра I, интересна и своеобразна.
До 1652 года на Дону вообще не было церквей: в исторических актах первой
половины XVII века упоминаются только часовни в Раздорах, Черкасске и
Монастырском городке. И только в 1652 году в Черкасске была построена
деревянная соборная церковь во имя Воскресения Христова, имеющая четыре придела:
Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца.
В 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но грандиозный пожар
1687 года вновь уничтожил.

С наступлением петровской эпохи на Дону велась активная политика
подчинения казачества правительству. С этой целью Петр I начал
масштабное церковное строительство. По его приказу в главном городе
донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор
не выяснена точная дата начала его возведения. Известно лишь, что через год
после пожара, в 1688 году но челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск
для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги.
Можно предположить, что в это время проект каменного собора уже существовал.
В 1709 году, как отмечает настоятель Воскресенского собора Григорий Левицкий,
Петр I, находясь в Черкасске, "собственными руками положил на алтарной стене
несколько камней и залил их известкою".
Цель постройки ясна. В планах Петра церковь являлась
идеологическим проводником его политики на территории социально
бурной -Донской земли.
В 1716 году строительные работы были закончены, однако освящен храм был только
2 февраля 1719 года. Отсрочка с освящением была вызвана тем, что в 1716 году при
заключительных
работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье
С. Кондратьев, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась
как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой,
а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей.


В плане храм представляет собой девятилепестковое здание на мощном подвале-подклете.
Пять башен, составленный в виде креста - три по главной оси запад-восток и
четырех малых башен,
поставленных диагонально к центральному объему, его опоясывает двухъярусное
крытое гульбище-галерея, представляет собой сложную вариацию
русского деревянного зодчества, получившую распространение на юге России и Украины
Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора.
Купола храма - луковичные. Они характерны для русской культовой архитектуры XVII века.
Собор венчают девять покрытых сусальным золотом крестов различной формы и высоты (до 2м 80см).
Судя по многим художественным деталям, храм возводили московские мастера, нередко
использовавшие приемы так называемого "украинского барокко". К сожалению,
фамилия главного архитектора до сих пор не установлена, но по предположению некоторых
специалистов им мог быть Иосиф Дмитриевич Старов.



Золоченый резной иконостас и хоры Воскресенского собора представляет выпуклые
вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой, созданной
причудливым переплетением виноградных лоз, уходят ввысь, разграничивая
иконы мастеров XVIII века.
Иконостас собора пятиярусный, трехперьевой являет собой специфически русскую форму синтеза
архитектуры и станковой живописи. Его высота равняется 19 -ти м, ширина - 23 м.
В нем в строгой иерархической последовательности расположено
149 икон, из них более сорока икон выполнена
в мастерской московского иконописца Егоргия Иванова Грека. Для сравнения:
две работы Егоргия Грека как ценные реликвии хранятся в Русском музее Петербурга.

Чистые краски живописи, мягкое мерцание позолоты, тихий огонек
лампад и горящих свечей обладают необычайной силой эмоционального воздействия.
Живопись собора раскрывает систему христианского мировоззрения.
Она монументальна и декоративна.
Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра,
пожертвованного казаками.




Пол собора был устлан чугунными плитами.
Не меньшую ценность представляет живопись под хорами собора. Они выполнены в виде деревянного
балкона с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый
деревянный кронштейн, украшенный карнизами. Живопись хоров состоит из ряда композиций,
расположенных на горизонтально стыкованных досках. Она является как бы иллюстрацией к
некоторым сюжетам Библии, но выполнена в светской манере. Каждая композиция - а их всего
тридцать пять - обрамлена живописным орнаментом красного и охристого цветов. Высота композиции
вместе с карнизами - 135 сантиметров, общая протяженность - 55 метров.
Аналогичных хоров с такой живописью в России больше нет.

Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, алтарь расписан бывшим послушником
Киево-Печерской
Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. Перед иконостасом
на мощных цепях висят три бронзовых паникадила XVI11 века, выполненные в стиле барокко и
покрытые серебром.

До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника.
Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра,
8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства
была вывезена за рубеж по приказу атамана А. П. Богаевского,
остальное разграблено
различными "реквизиционными" командами в 20-годы.
Любопытно: то, что увезли за границу эмигранты,
сохранилось то, что изъяли советские органы, сгинуло
безвозвратно.

На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время
Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном
Александра II великим князем Николаем.

Перед западным входом в собор (имеются ещё южные и северные двери) накрепко
вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин.
Как она сюда попала? Известный историк XIX века Николай Костомаров отметил,
что после взятия Кагальницкого городка
"Стенька был связан железным ужем". По прибытию в Черкасск
Степана Разина заковали освященной цепью и содержали
в церковном притворе, надеясь,
что только святыня уничтожит его волшебство".
в стену вделана мраморная плита с могилы его крестного
отца - войскового атамана Корнилия Яковлева.


Колокольня стоит в нескольких десятках метров от собора. Это типичная восьмигранная
московская шатровая колокольня, поставленная на четверике. Такие колокольни обычно возводились
во второй половине XVII века. Колокольня Воскресенского собора лишена той пропорциональности,
которая свойственна церквям Москвы. Здесь шатровый верх крайне
мал по сравнению с восьмиугольной башней и основанием колокольни. Архивных источников,
подтверждающих хронологию строительства колокольни, пока не обнаружено. Но ряд монографий, посвященных истории Черкасска, позволяет определить время строительства колокольни 1725-1730 годами.


Собор посажен на главной площади Черкасска - на майдане
(предыдущие деревянные варианты собора возводились намного ближе к Дону).
В объемно-пространственном решении майдана была осознан­но применена
асимметричность планировки как одно из средств художественной выразительности -
традиционный подход к решению главной площади, характерный для русского кремля XVI-XVII веков.
Культовые сооружения - собор и колокольня - были расположены под углом к оси проема
выездной башни Богоявленских ворот, что наилучшим образом
выявляло объемность зданий и пластику фасадов.

Альбом: старочеркасск

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова - это единственная в нашей области
"холодная" церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам,
поэтому они не отапливались. Поддержание нужных температур осуществляется в "холодных"
храмах сложной
системой вентиляционных каналов в толстых стенах:
летом они хранят прохладу,
а зимой тепло.
В настоящее время этот собор является действующим храмом. Его торжественное
освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года.

Литература:
Лаврский Н. Черкасск и его старина. - М.: Искусство и жизнь, 1917.
Е.М. Астапенко Старочеркасск - легенда Дона 2007 год.
А мне в Старочеке как-то не очень... Но вот в Столице Донского казачества — сооружение величественнейшее.
а меня больше проняло в Старочеркасске. Пожалуй, впервые я увидела иконы другими глазами. До этого они мне казались все написаны на один манер. В один из дней мне повезло, я попала в собор, когда не было никого, и я оставалась в течении часа наедине с иконами. Вышла из собора, и так захотелось искупаться, что ноги сами понесли на пляж.
А Вы обратили внимание в соборе на икону "Мучения грешеников в аду"? Прямо при входе висит, слева.
Меня она впечатлила еще в первое посещение собора, лет 10 назад.
В прошлом году с детьми снова побывали в Старочеркасске, фотографировали, но мы неумелые фотографы, Ваши фотографии в разы лучше наших.
Если интересно, текст и фотографии
ЗДЕСЬ.
Там же и фото попразившей меня иконы.
да, я обратила внимание на эту икону, но не она меня заворожила, а те, что на иконостасе.
про свои фотки я лучше промолчу, они очень делитантские, правда, я их загружаю иначе, через программу - описала в комментарии ниже. Если хотите, я могу вам тоже прислать приглашение на этот сайт,
http://www.google.ru/
если вы дадите свой почтовый адрес, мне этот сайт очень нравится, там хорошая почта, много различных функций.
Адрес-то я Вам могу прислать, только в личку, дабы не засекли его роботы-собиратели.
Но меня интересует вот что - есть ли возможность постить с того сайта превьюшки фотографий. Я знаю, что некоторые мои френды сидят на трафике, поэтому я стараюсь не размещать в своих постах большие фото, а только превьюшки со ссылкой на большие фото.
А почта мне не нужна, у меня ADSL и соответственно почта провайдерская. Даже две:) Одна осталась еще от тарифа "Учитель", которым я пользовалась, когда у меня был Dial up.
Какая замечательная статья! Спасибо, Лена.
Лена, не подскажешь, как ты размещаешь фото, что они получаются нормальных (т.е больших, на ширину экрана) размеров? Я как ни размещу, у меня программа их урезает. Грустно.
Надя, взаимное спасибо.
фотки я загужаю через программу Веб-альбомы Picasa
я выслала, на всякий случай приглашение на этот сайт, там надо зарегистирироваться, загузить на комп программу Веб-альбомы Picasa, она легко грузит фотки на сайт, потом оттуда берешь ссылку и размещаешь её в посту, получаются большие фотки, которые хорошо грузятся.
Лена, спасибо большое, правда, я ничего не поняла. Загузить, разместить... Поняла, что надо зарегистрироваться на Gmail.
Попробую сообразить завтра - сегодня целый день больная.